• Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особенности применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы
Array
(
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 1012
            [TIMESTAMP_X] => 04.02.2021 16:20:35
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 1080
            [WIDTH] => 1767
            [FILE_SIZE] => 312502
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/bd4
            [FILE_NAME] => xd9oB1lKypg.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => xd9oB1lKypg.jpg
            [DESCRIPTION] => 
            [HANDLER_ID] => 
            [EXTERNAL_ID] => e70c078ebb82ab8f88b6cc5d34627c84
            [~src] => 
            [SRC] => /upload/iblock/bd4/xd9oB1lKypg.jpg
            [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/bd4/xd9oB1lKypg.jpg
            [SAFE_SRC] => /upload/iblock/bd4/xd9oB1lKypg.jpg
            [ALT] => Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особенности применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы
            [TITLE] => Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особенности применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы
        )

    [~PREVIEW_PICTURE] => 1012
    [ID] => 223711
    [~ID] => 223711
    [NAME] => Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особенности применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы
    [~NAME] => Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особенности применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы
    [IBLOCK_ID] => 3
    [~IBLOCK_ID] => 3
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [DETAIL_TEXT] => С 2021 года установлено, что если стоимость включенного в региональный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не определена на начало года, то исчисление суммы налога в отношении данных объектов осуществляется по среднегодовой стоимости. Указанное следует из Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Налоговый кодекс предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организации при применении Упрощенной системы налогообложения (п.2 ст.346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектов налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В п. 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в п.п 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п.7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в п.п 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно п.п 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, в случае если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в п.п 1 и 2 п. 1 данной статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений ст.378.2 НК РФ.

Исходя из изложенного следует, что если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена в течение налогового периода, то положения ст. 378.2 НК РФ не подлежат применению в отношении такого объекта недвижимости.
В п. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что после принятия указанного закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Таким образом, в отношении включенного в перечень объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается.

Данной позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации в письме Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999.

По общему правилу изменение кадастровой стоимости не учитывается в этом и предыдущих периодах (п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса). Однако, Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ предусмотрел исключения, когда изменение кадастровой стоимости учитывается в текущих и прошлых периодах. Оно касается, прежде всего, случая, когда кадастровая стоимость установлена в размере рыночной.

Теперь в случае, если кадастровая стоимость изменилась вследствие установления рыночной стоимости объекта налогообложения и сведения о таких изменениях внесены в ЕГРН, то такое изменение учитывается при определении налоговой базы в текущем и в предыдущих налоговых периодах. Такое изменение учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Новшество связано с введением порядка рассмотрения дел по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной (ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке») комиссией при субъекте Российской Федерации, а не комиссиями Росреестра. До этих изменений в Налоговом кодексе уже действовала аналогичная норма, которая касалась изменения кадастровой стоимости по решению суда или комиссии по рассмотрению споров. В этом случае налог на имущество пересчитывают по новой, рыночной стоимости за все периоды, когда действовала оспоренная стоимость (ст. 378.2 Налогового кодекса).

Обращаем внимание, что кадастровую стоимость, измененную решением комиссии, ФНС России рекомендовала применять с 1 января года, в котором было подано заявление (письмо ФНС от 07.08.2020 № БС-4-21/12820@).
Подробнее с этим вопросом можно ознакомиться в статье начальника Управления налогообложения имущества ФНС России Алексея Лащёнова «Актуальные вопросы применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы», журнал «Налоговая политика и практика», № 1/2021. [~DETAIL_TEXT] => С 2021 года установлено, что если стоимость включенного в региональный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не определена на начало года, то исчисление суммы налога в отношении данных объектов осуществляется по среднегодовой стоимости. Указанное следует из Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Налоговый кодекс предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организации при применении Упрощенной системы налогообложения (п.2 ст.346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектов налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В п. 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в п.п 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п.7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в п.п 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно п.п 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, в случае если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в п.п 1 и 2 п. 1 данной статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений ст.378.2 НК РФ.

Исходя из изложенного следует, что если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена в течение налогового периода, то положения ст. 378.2 НК РФ не подлежат применению в отношении такого объекта недвижимости.
В п. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что после принятия указанного закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Таким образом, в отношении включенного в перечень объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается.

Данной позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации в письме Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999.

По общему правилу изменение кадастровой стоимости не учитывается в этом и предыдущих периодах (п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса). Однако, Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ предусмотрел исключения, когда изменение кадастровой стоимости учитывается в текущих и прошлых периодах. Оно касается, прежде всего, случая, когда кадастровая стоимость установлена в размере рыночной.

Теперь в случае, если кадастровая стоимость изменилась вследствие установления рыночной стоимости объекта налогообложения и сведения о таких изменениях внесены в ЕГРН, то такое изменение учитывается при определении налоговой базы в текущем и в предыдущих налоговых периодах. Такое изменение учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Новшество связано с введением порядка рассмотрения дел по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной (ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке») комиссией при субъекте Российской Федерации, а не комиссиями Росреестра. До этих изменений в Налоговом кодексе уже действовала аналогичная норма, которая касалась изменения кадастровой стоимости по решению суда или комиссии по рассмотрению споров. В этом случае налог на имущество пересчитывают по новой, рыночной стоимости за все периоды, когда действовала оспоренная стоимость (ст. 378.2 Налогового кодекса).

Обращаем внимание, что кадастровую стоимость, измененную решением комиссии, ФНС России рекомендовала применять с 1 января года, в котором было подано заявление (письмо ФНС от 07.08.2020 № БС-4-21/12820@).
Подробнее с этим вопросом можно ознакомиться в статье начальника Управления налогообложения имущества ФНС России Алексея Лащёнова «Актуальные вопросы применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы», журнал «Налоговая политика и практика», № 1/2021. [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 18.03.2021 10:56:13 [~TIMESTAMP_X] => 18.03.2021 10:56:13 [ACTIVE_FROM] => 03.02.2021 16:16:55 [~ACTIVE_FROM] => 03.02.2021 16:16:55 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/osobennosti-primeneniya-kadastrovoy-stoimosti/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/osobennosti-primeneniya-kadastrovoy-stoimosti/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => osobennosti-primeneniya-kadastrovoy-stoimosti [~CODE] => osobennosti-primeneniya-kadastrovoy-stoimosti [EXTERNAL_ID] => 223711 [~EXTERNAL_ID] => 223711 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-news [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-news [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 03.02.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 1012 [TIMESTAMP_X] => 04.02.2021 16:20:35 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 1080 [WIDTH] => 1767 [FILE_SIZE] => 312502 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/bd4 [FILE_NAME] => xd9oB1lKypg.jpg [ORIGINAL_NAME] => xd9oB1lKypg.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => e70c078ebb82ab8f88b6cc5d34627c84 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/bd4/xd9oB1lKypg.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/bd4/xd9oB1lKypg.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/bd4/xd9oB1lKypg.jpg [ALT] => Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особенности применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы [TITLE] => Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особенности применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 3 [~ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 03.12.2018 13:30:21 [~TIMESTAMP_X] => 03.12.2018 13:30:21 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Новости сайта [~NAME] => Новости сайта [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 100 [~SORT] => 100 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/#SECTION_CODE#/ [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => content-news [~XML_ID] => content-news [TMP_ID] => 6e7dc018e4eb07907f6c2e988e2c6996 [~TMP_ID] => 6e7dc018e4eb07907f6c2e988e2c6996 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы новостей [~SECTIONS_NAME] => Разделы новостей [SECTION_NAME] => Раздел новостей [~SECTION_NAME] => Раздел новостей [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость [EXTERNAL_ID] => content-news [~EXTERNAL_ID] => content-news [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => gkovo.ru [~SERVER_NAME] => gkovo.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [ELEMENT_CHAIN] => Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особенности применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы [BROWSER_TITLE] => [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) )
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особенности применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы
С 2021 года установлено, что если стоимость включенного в региональный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не определена на начало года, то исчисление суммы налога в отношении данных объектов осуществляется по среднегодовой стоимости. Указанное следует из Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Налоговый кодекс предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организации при применении Упрощенной системы налогообложения (п.2 ст.346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектов налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В п. 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в п.п 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п.7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в п.п 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно п.п 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, в случае если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в п.п 1 и 2 п. 1 данной статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений ст.378.2 НК РФ.

Исходя из изложенного следует, что если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена в течение налогового периода, то положения ст. 378.2 НК РФ не подлежат применению в отношении такого объекта недвижимости.
В п. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что после принятия указанного закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Таким образом, в отношении включенного в перечень объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается.

Данной позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации в письме Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999.

По общему правилу изменение кадастровой стоимости не учитывается в этом и предыдущих периодах (п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса). Однако, Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ предусмотрел исключения, когда изменение кадастровой стоимости учитывается в текущих и прошлых периодах. Оно касается, прежде всего, случая, когда кадастровая стоимость установлена в размере рыночной.

Теперь в случае, если кадастровая стоимость изменилась вследствие установления рыночной стоимости объекта налогообложения и сведения о таких изменениях внесены в ЕГРН, то такое изменение учитывается при определении налоговой базы в текущем и в предыдущих налоговых периодах. Такое изменение учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Новшество связано с введением порядка рассмотрения дел по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной (ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке») комиссией при субъекте Российской Федерации, а не комиссиями Росреестра. До этих изменений в Налоговом кодексе уже действовала аналогичная норма, которая касалась изменения кадастровой стоимости по решению суда или комиссии по рассмотрению споров. В этом случае налог на имущество пересчитывают по новой, рыночной стоимости за все периоды, когда действовала оспоренная стоимость (ст. 378.2 Налогового кодекса).

Обращаем внимание, что кадастровую стоимость, измененную решением комиссии, ФНС России рекомендовала применять с 1 января года, в котором было подано заявление (письмо ФНС от 07.08.2020 № БС-4-21/12820@).
Подробнее с этим вопросом можно ознакомиться в статье начальника Управления налогообложения имущества ФНС России Алексея Лащёнова «Актуальные вопросы применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы», журнал «Налоговая политика и практика», № 1/2021.
03.02.2021

Вернуться к списку новостей